Александр Шмитт - парфюмер и эксперт по ароматам в вине.

Фото ClubOenologique

Когда ты хозяин суперуспешного винного бренда — скажем, Petrus, Chateau Margaux, Opus One или Harlan, — и уже разгадал формулу производства «выдающегося вина», оценки 95-96 RP в какой-то момент вдруг перестают радовать, а оставляют после себя лишь привкус досады. И тогда ты понимаешь, что нужно усложнять формулу, вытаскивать из вина то, что пока, возможно, скрыто: новые уникальные ароматические нюансы и сочетания. На этом уровне сложности уже не обойтись без особенного консультанта — специалиста по винным ароматам.

Для топовых винных хозяйств таким уникальным помощником стал Александр Шмитт (Alexandre Schmitt), парфюмер и эксперт по ароматам вина. Обычный неподготовленный человек вслепую может распознать максимум 20-30 ароматов, профессиональный винодел благодаря опыту может различить больше: 50-100. Наш же герой известен тем, что способен распознать 1500 ароматов.

Шмитт родился в Бордо, но к вину пришел не сразу. Сначала он изучал химию, а потом поступил в престижную парфюмерную школу ISIP, однако вскоре после выпуска разочаровался в работе парфюмера. «В индустрии ароматов духи — это всего 5%, остальные 95% — это скучное производство запахов для мыла, шампуня и косметики», — вспоминает Шмитт.

Домой в Бордо он вернулся, чтобы стать писателем, но вино распорядилось иначе. Местные виноделы быстро обнаружили, что способности Шмитта и его знания весьма полезны в их работе. Однажды его пригласили в Petrus, где главный винодел построил разговор так: «Я обучу тебя тому, что знаю я, а ты взамен научишь меня тому, что знаешь ты. Оплаты не будет, но можно будет брать работу на дом, пару-тройку бутылок».

Следующие 20 лет Шмитт провел в работе на винодельнях — Petrus, Chateau Margaux, Opus One, Harlan, Dominus, Torres, Louis Roederer и многих других. Диапазон работы Шмитта зависит от потребностей клиента и может быть очень широк. Так, в Opus One он — постоянный член команды, приезжает регулярно, несколько раз в год. Одним винодельням его участие может требоваться в течение всего процесса, другим — только на этапе выбора бочек для выдержки или создания финальных блендов. Им Шмитт помогает отобрать образцы, выделить лучшее в аромате, обнаружить недостатки и устранить их, выбрать идеальное соотношение сортов, проследить, как между собой связаны текстура и вкус вина. Понимая, что ароматика — это только вершина айсберга, Шмитт много работает с производителями бочек и пробок. Он проводит мастер-классы для виноделов с целью, говоря упрощенно, научить людей ясно и доступно объяснять, что они чувствуют, когда подносят бокал к носу.

Сегодня много говорят о том, что «язык вина» несовершенен, и Шмитт — один из тех, кто работает над уточнением терминологии. Слова Шмитта: «Оказывается, говоря о вине и используя одни и те же слова, люди могут иметь ввиду совершенно разные вещи. Хороший пример — слово „баланс“. Спрашиваешь: „Баланс чего? Что это значит?“ И получаешь очень разные ответы. Моя задача — не навязать свои идеи, а привести к общему знаменателю опыт разных людей».

Фото ClubOenologique

Несмотря на то, что зона ответственности Шмитта — аромат, его нельзя обвинить в однобокости, он лучше всех понимает что великое вино — это идеальное сочетание множества элементов и факторов. Однако наиболее интересны рассуждения Шмитта именно об ароматах, он все-таки парфюмер:

«Есть много общего между созданием бленда вина и подбором компонентов для духов. Вот есть несколько образцов, в которых ты уверен на 100%, еще есть другие — по ним есть сомнения. И тебе предстоит решить, что пойдет в финальный бленд и в каком количестве. Что будет отвечать за концентрацию, что — за силу, что — за пряность. Однако в вине, в отличие от духов, нет верхних и базовых нот. Здесь нам нужно понять, как ноты будут сочетаться между собой прямо сейчас, а также представить, как они будут взаимодействовать с ароматами, которые разовьются в вине со временем. Работая с духами, ты должен предусмотреть, как их аромат будет изменяться на коже в течение дня. С вином задача иная: тебе нужно спрогнозировать, как его аромат будет развиваться в течение следующих 20 лет. Так, работая с каберне фран, ты знаешь, что ему точно потребуется время, чтобы развить все грани своего характера. С мерло иначе — он уже в молодом возрасте может проявить самые чарующие чарты своего аромата и вкуса. Составляя бленд, надо учитывать такие факторы».

Канал WineTime в Telegram

Наши вина