Хью Джонсон - самый известный и часто издаваемый (и переиздаваемый) винный писатель.
Я думаю, что многие любители вина, и я в их числе, начали изучение теоретической части именно с его книг. В моем случае это был «Вино. Атлас мира», русское издание. Первое англоязычное вышло еще в 1971 году и выдержало восемь переизданий, последние - в соавторстве с Дженсис Робинсон.
Не менее известны его книги «История вина» (The Story of Wine), «Большой винный справочник» (Wine Companion), а также «Ежегодный карманный винный справочник» («Pocket Wine Book»), выпускаемый с 1977 года. Все, с именем Джонсона на обложке, - горячо рекомендую, особенно для начинающих.
Хью Джонсон родился в Лондоне в 1939 году, заинтересовался вином во время учебы в Кембридже, а винную колонку впервые написал в 1960 году - для рождественского выпуска Vogue о том, какие вина лучше всего сочетаются с индейкой. Свою первую книгу о вине под названием «Wine» он выпустил в 1966 году.
Джонсон - главный и самый авторитетный критик винных рейтингов и противник выставления винам оценок в баллах. Роберта Паркера он назвает «диктатором вкуса» (dictator of taste) и очень сожалеет о том, что критики сегодня имеют такую огромную власть не только над ценами на вино, но и над характером и стилем вина, что в итоге, по мнению Джонсона, делает винный мир все более и более однообразным.
Не так давно было опубликовано интервью Хью Джонсона, которое он дал журналисту Кену Россу по случаю очередного переиздания «Истории вина». Перевел некоторые цитаты, показавшиеся интересными:
«Я приходил в вино постепенно. В молодости я пил вино вместе с отцом, и это было не великое вино. Клареты, бордо, которые он пил, - это были самые простенькие домашние вина. Восхитительно простые вина. И тогда мы ими наслаждались - думаю, это очень важно».
О книге «Wine»: «Я хотел написать такую книгу о вине, которую я сам хотел бы прочитать, но никак не мог найти. Книга об удовольствии, о чудесных местечках, где делают вино, без технических подробностей, без большого экскурса в историю. Книга, которую было бы легко читать. И я был удивлен тем, насколько хорошо ее приняли.
О виноторговцах прошлого века: «Тогда [в 1960-е] никто так глубоко не интересовался вином, как сейчас… Никто не владел техническими знаниями, даже негоцианты. Они были очень высокомерны и абсолютно ничего не знали. Они были хорошими продажниками, но на технические вопросы ответить не могли, потому что никто этих вопросов обычно не задавал. О сортах всерьез стали говорить только в 1960-70-е, а раньше, если вы спрашивали: какие сорта в Chateau Lafite? - вам отвечали: каберне и мерло. Вы спрашиваете: в каком соотношении? - вам отвечают: зависит от винтажа. У них не было экспертного знания о том, что они продают. Не то что сейчас».
О винных гиках: «Когда техническая сторона была слаба, искреннего простого интереса к наслаждению вином было больше. Сегодня так просто стать винным гиком и занудой. Винный гик прошлых десятилетий говаривал: «Что за чудесную бутылку я открыл на выходных!» Современный зануда - это такой хай-тек зануда».
О росте качества вин: «Современные вина бесконечно лучше тех, которые я пил в 1960-е. В первую очередь благодаря техническим знаниям: наука и аналитический подход - главные орудия в арсенале современного винодела. Например, когда я пришел в вино, охлаждение при ферментации было новшеством, и далеко не все верили в это, не все могли позволить себе такое. Внедрение подобных штук привело к потрясающему прогрессу в качестве вин. Нам всем очень повезло увидеть его результат».
Совет новичкам от Хью Джонсона: «Сравнение - вот ключ ко всему здесь. Вы пробуйте одно вино, наблюдаете за ощущениями. Пробуете другое вино, сравниваете впечатления. Какое вам понравилось больше? Рассуждаете, принимаете решение и так двигаетесь дальше. Большинство людей открывают бутылку, распивают вино с друзьями и даже не задумываются о нем, не пробуют его по-настоящему. Как по мне, это пустая трата!»
О любви к Бордо: «Я до сих пор считаю, что регионы, где все это началось, всегда будут впереди. Боюсь, что я никогда всерьез не изменял классике. Для меня Бордо - это основа всего. Это то красное вино, которое я люблю. Я очень старомоден в этом отношении».
О новых регионах: «Я был одним из первых, кто заговорил о том, что вина из Чили и Австралии заслуживают серьезного внимания. Когда я впервые отправился в Австралию, никто в Британии не воспринимал австралийские вина всерьез. То же самое с Калифорнией. Я очень много сделал для продвижения калифорнийских вин в Британии. Знакомить аудиторию с новыми винными регионами - захватывающее дело. Например, я носился белыми южноафриканскими винами и убеждал людей в том, что их надо пробовать. Это не значит, что они когда-нибудь вытеснят французские вина, этого не будет. Это значит только то, что они реально хороши и люди должны о них знать».
О другой своей страсти: «Я всю жизнь пишу о садоводстве. Думаю, мало кто знает об этом, а, между тем, я пишу о садовых деревьях почти так же долго, как о вине».