Форма бокала и ароматы вина

Возьмем бокал универсальной формы, два аналога, отличающихся от него, на первый взгляд, незначительно, а также бокал ISO - стандартный бокал для дегустаций, используемый винными профессионалами - виноделами, сомелье, негоциантами - для оценки качеств вина. Этот небольшой бокал объемом около 215 мл, разработанный в 1960-х годах Жюлем Шове, стал первым бокалом современного типа - его конструкция отвечала особенностям напитка. Стекло было полностью прозрачным, а бокал удобно было держать за ножку, чтобы рука не соприкасалась с чашей. Сама чаша была гладкой и имела форму тюльпана: сужаясь кверху, она собирала аромат в верхней части бокала и позволяла ощутить весь спектр нот.

Сегодня бокал ISO - эталон для винных бокалов универсального типа. По задумке, этот бокал должен подходить под любой тип вина, но на деле все сложнее. Для простых вин они подойдут, а вот с серьезными выдержанными бордо или элегантными бургундскими точно не справятся.

Тем не менее именно универсальный бокал лучше всего подойдет для нашей сегодняшней задачи. Мы посмотрим, как даже небольшие различия в строении чаши влияют на раскрытие ароматического спектра.

Приводим иллюстрации из исследования “Impact of wine glasses for sensory evaluation” (1999, Journal International des Sciences de la Vigne et du Vin). Оно давнее, но добротное и с хорошей, репрезентативной визуализацией.

В эксперименте участвуют четыре бокала: 1, 2, 3 и бокал ISO. На графиках видно, насколько качественнее вино раскрывается в бокале правильной формы (3).

Так в бокалах раскрываются два белых вина (рислинг и гевюрцтраминер):

А так в них же ведут себя красные (пино нуар и дорнфельдер):

_______________________

канал WT в Телеграм

наши вина