От Screaming Eagle до Sine Qua Non. История культовых вин США. Часть 1.
Краткая, но очень познавательная.
Автор Дж'най Гейтер, Перевод и комментарии WineTime.
Дважды в год калифорнийская винодельня Sine Qua Non делает рассылку по всем адресам их многострочного листа ожидания. Сооснователь винодельни Манфред Кранкл пишет: «У старика Манфреда есть одна ненавистная ему обязанность — написание и отправка вот этих вот писем. Сообщать людям, что у нас, к сожалению, нет столько вина, чтобы отправить бутылку каждому, кто оставил заявку. Что за удручающая работа! Спасибо вам огромное за ваш интерес и терпение, мы очень ценим это и ждем не дождемся, когда сможем, наконец, отправить вам вино и утолить вашу жажду».
Sine Qua Non — не единственная винодельня, чьи объемы производства не могут удовлетворить существующий спрос на их вина. Многолетние листы ожидания — обычное дело для производителей культовых вин.
Но что такое «культовое вино»? Пусть некоторые виноделы и не любят этот термин и порой даже отрицают его, у «культового вина» все же есть три очевидных отличительных признака: ограниченный выпуск, высокая цена и выдающееся качество.
Часто именно Долину Напа в Калифорнии называют родиной феномена «культовых вин». Важнейший сорт здесь — каберне совиньон, он входит в состав большинства вин, о которых пойдет речь в нашем тексте. При этом культовые вина, конечно же, есть не только в Калифорнии, и делают их из самых разнообразных сортов.
Поскольку осознанно пить вино и разбираться в нем американцы научились только во второй половине 20 века, огромную роль в становлении культовых брендов сыграла винная критика. Сегодня вина из списка культовых практически невозможно найти в свободной продаже: чтобы купить бутылку, придется на несколько лет записаться в лист ожидания или же прошерстить вторичный рынок.
Культовые вина Долины Напа
Screaming Eagle
Известно, что в 2008 году некий миллиардер купил шесть магнумов Screaming Eagle Cabernet Sauvignon 1992 года за 500 000 долларов. В тот год вина было изготовлено всего на 175 ящиков, и это был первый винтаж в истории одного из самых престижных винных брендов мира.
Интересно, что команда Screaming Eagle поначалу вовсе не собиралась делать культовое вино. По словам Хейди Барретт, которая была первым виноделом легендарного хозяйства, в то время компания еще даже не существовала в привычном смысле. Хейди работала в Dalla Velle, винодельне ниже по холму, когда ее работодатель между делом сказал: «Сходи помоги Джин [Филлипс, основательница Screaming Eagle] сделать вино». «Вот так просто, без „понтов“, обычная работа с почасовой оплатой», — вспоминает Барретт.
Большую часть вина, сделанного Барретт в 1992 году, Филлипс продала в местный магазин продуктов Oakville Grocery, а оттуда оно попало в винную карту бистро Don Giovanni, популярного места в Долине Напа. Много вина Баррет и Филлипс просто раздали друзьям.
Когда же они начали выставлять свое вино на местных конкурсах, восхищенные отзывы не заставили себя долго ждать. Слухи о выдающихся качествах вина Screaming Eagle, распространялись все быстрее, и Филлипс решила продавать его по беспрецедентной цене 75 долларов, в то время как гораздо более старые и заслуженные местные винодельни не решались просить за свое вино больше 50 долларов за бутылку. В это же время некто, чья личность так и осталась неразгаданной, передал бутылку Screaming Eagle на рецензию Роберту Паркеру. Тот сначала поставил вину 99 баллов, но затем, посидев с ним подольше, все же добавил балл до максимального результата.
Комментарий WT: Роберт Паркер попробовал Screaming Eagle 1992 в 1995 году, поставил ему 99 баллов и назвал «одним из величайших молодых каберне, которые доводилось пробовать». История о повышении оценки, рассказанная автором статьи, по-видимому, является частью мифа, сложившегося вокруг этого культового вина. В дальнейшем Screaming Eagle получали 7 высших баллов 100/100 по шкале Роберта Паркера: за винтажи 1997, 2007, 2010, 2012, 2015, 2016 и 2018.
Многие полагали, что этот внезапный успех — не более чем случайность. Однако Screaming Eagle продолжили выпускать выдающиеся вина, о которых скоро узнал весь винный мир. Успех вина мгновенно вознес Хейди Барретт на пьедестал, сделав ее суперзвездой и одним из самых влиятельных виноделов-консультантов в мире.
Комментарий WT: История Screaming Eagle началась в 1986 году, когда бывший агент по недвижимости Джин Филлипс купила 23 га виноградников в самом сердце долины Напа — престижном винодельческом районе Оуквилль. Поначалу она просто выращивала виноград на продажу местным виноделам, однако друзья убедили ее попробовать сделать вино самостоятельно. Это произошло в 1992 году. В 2006 году Филлипс продала Screaming Eagle калифорнийским предпринимателям Чарльзу Бэнксу и Стенли Кренке. Сумма сделки не разглашалась, но, по слухам, она составила более 30 миллионов долларов. Свое решение о продаже Джин Филлипс прокомментировала так: «Да, я решила продать свой чудесный виноградник. Мне сделали предложение, от которого я не смогла отказаться. Как вы знаете, хозяйство нуждается в обновлении: нужна настоящая винодельня, новая инфраструктура и пересадка виноградника. Я занималась всем этим, но процесс сильно затягивался. И я приняла сложное решение». Сегодня главное вино Screaming Eagle остается самым дорогим среди регулярно производимых вин США. Оно выпускается в микрообъемах и продается по цене около 3000 долларов за бутылку. На винограднике и в бленде преобладает каберне совиньон. Также здесь выращивают мерло, каберне фран и совиньон блан. Второе вино называется Second Flight, его делают из урожая с молодых лоз. В 2012 году появилось белое вино Screaming Eagle Sauvignon Blanc. Сразу после релиза его продавали по 250 долларов за бутылку, однако попав на вторичный рынок, оно сразу подорожало в 10 раз.
Harlan Estate
Примерно в то же время, там же, в Долине Напа, начинало свой путь другое выдающееся вино — каберне совиньон от Harlan Estate. В отличие от Джин Филлипс, основатель Harlan Estate Билл Харлан осознанно работал над созданием великого вина, этакого калифорнийского гран крю высочайшего качества.
По словам Бретта Андерсона, директора по коммуникациям Harlan Family Wines, в 1979 году Билл Харлан познакомился с Робертом Мондави, патриархом калифорнийского виноделия, основателем легендарного Opus One. Именно Мондави убедил Харлана в том, что ему необходимо учиться делать вино высочайшего качества, и пообещал познакомить с ведущими французскими виноделами. Посетив Францию, Харлан убедился в громадном потенциале виноградников Долины Напа. Вернувшись домой, Билл стал активно применять опыт, полученный в Бордо и Бургундии: он серьезно пересмотрел критерии отбора участков, способы возделывания виноградников, винодельческие процессы.
В 1984 году Харлан купил 97 га земли в западной части Напы: виноградники высадили на склонах холмов восточной экспозиции. Так началась история легендарного Harlan Estate. Держа в уме бургундские гран крю, Харлан разделил виноградник на несколько участков в зависимости от характеристик терруара и засадил их все каберне совиньоном. В дальнейшем это позволило ему с успехом продемонстрировать, насколько велик и разнообразен терруар Долины Напа, и насколько разные вина он способен рождать из одного лишь каберне совиньона. Эта же философия лежит в основе другого культового бренда, основанного Харланом, — BOND.
Комментарий WT: Сегодня Harlan Estate — одно из самых знаменитых хозяйств Долины Напа. Так же, как и Screaming Eagle, оно находится в Оуквилле. Виноградники большей частью отданы под каберне совиньон + немного мерло, каберне фран, пти вердо. Главное вино Harlan Estate находится в числе самых редких и труднодоступных калифорнийских вин. Цены на него часто превышают 1000 долларов за бутылку. Впервые изготовленное в 1990 году, оно 8 раз получало высший балл 100/100 по шкале Роберта Паркера: за винтажи 1994, 1997, 2001, 2002, 2007, 2013, 2015 и 2016. Хозяйство выпускает и второе вино The Maiden.
К культовым винам Напы принято относить также Bryant Family, Colgin, Dalla Valle, Dominus Estate, Eisele Vineyard Estate (бывшее Araujo Winery), Hundred Acre, Scarecrow и Schrader. Все эти винодельни имеют очень длинные листы ожидания, делают ограниченное количество вина, продают его за очень большие деньги, и, кроме того, большинство этих хозяйств закрыты для посещений и никогда не принимают гостей.
Во второй части мы расскажем о том, что культовые вина делают не только в престижной Долине Напа, погрузимся в историю легендарного вина Sine Qua Non и познакомимся с молодым поколением виноделов Калифорнии.
Канал WineTime в Telegram