Винный магазин Berry Bros. & Rudd

Читая о винодельческих хозяйствах, мы часто встречаем сообщения вроде: «со дня основания Шато N оставалось собственностью одной семьи» или «с тех пор поместье не меняло владельцев, и сегодня им управляет уже пятое поколение семьи X». Виноделы считают преемственность важным фактом и всегда подчеркивают, что у них, как и у лоз на их виноградниках, очень глубокие и сильные корни. Недавно мы публиковали свою подборку лучших фильмов о вине, и получилось, что пять из десяти (а если с натяжкой, то даже больше) фильмов рассказывают о семье, преемственности, возвращении домой, к корням, к семейному делу.

Можно долго рассуждать о том, почему темы семьи и вина так плотно переплелись в нашей культуре. Главное то, что это факт. И, как правило, на практике это оказывается признаком качества продукта. Когда мы думаем об изготовлении вина, воображение в первую очередь рисует нам не огромный завод по производству массового вина, а очаровательную семейную винодельню, идиллический пейзаж. Каждый винодел, принявший дело своей жизни от отца, хочет сохранить его, развить и передать детям.

Я обнаружил, что прочная связь тем семьи и вина интереснейшим образом воплощается в еще одной, не самой очевидной плоскости: в виноторговле. Многие дома европейских негоциантов устроены так же, как винодельческие семьи. Их дело тоже живет в одной семье столетиями. Виноторговые семьи поколениями сохраняют связи с хозяйствами, закупают у них вина, хранят их и внимательно следят за качеством. Затем продают их клиентам, многие из которых, когда приходит время, показывают своим повзрослевшим внукам дорогу именно в этот винный магазин. В прошлые века, когда виноделы продавали товар бочками, негоцианты еще и разливали вино самостоятельно, так что связь с клиентами была еще прочнее, а ответственность - еще серьезнее. Ведь получается, что ты передаешь по наследству не только дело, но и клиента и его доверие.

Сегодня, когда вино настолько популярно, а лучшие образцы стоят недешево, этот уютный мирок не то чтобы совсем канул в небытие, но очень сильно сжался. И наблюдать его пока еще можно там, где связка винодел-продавец-клиент прочна так же, как и 50, и 100 лет назад. Там, где устойчивым и вечным кажется почти все. В Англии.

На протяжении всей своей истории британцы обожали вино и выпивали значительную часть того, что производила Европа. В Англии по сей день работают виноторговые компании, основанные много столетий назад. Часть из них - семейные. И все, что я написал выше - о преемственности, отношениях с клиентами, ответственности, - это про них.

Почитайте наш текст об одной из таких компаний - Berry Bros. & Rudd (или просто BBR). Она существует уже триста лет и все это время принадлежала одной семье. О, это были захватывающие триста лет.

Berry Bros. & Rudd - британский виноторговый дом с более чем 300-летней историей. Годом основания называют 1698 год, когда в Лондоне по адресу Сент-Джеймс-стрит, дом 3, прямо напротив Сент-Джеймсского дворца, открылся магазинчик вдовы Бурн с кофе, чаем и другими бакалейными товарами. Символом Berry Bros. & Rudd и сегодня остается кофемолка - ее изображение можно видеть над входом в магазин.

Символ BBR - кофемолка

Сохранились также весы для взвешивания мешков с кофе, которые, впрочем, большую часть своей истории использовались не по назначению - на них взвешивали постоянных клиентов компании. В середине 18 века завсегдатаи дорогих магазинов на Сент-Джеймс-стрит стали регулярно взвешиваться на этих весах. Начиная с 1765 года результаты всех взвешиваний записывались работниками магазина в специальные книги и хранились в магазине. Они и сейчас там. В книгах можно увидеть имена членов королевской семьи, благородных лордов и леди, а также знаменитых клиентов магазина: лорда Байрона, Наполеона III, семьи Ротшильдов, Лоуренса Оливье. Судя по записям, весы выдержали даже 135-килограммового борца сумо.

Книги учета веса посетителей BBR и весы

Berry Brothers

Фамилия Берри впервые появилась на вывеске в 1810-е годы. Тогда Джордж Берри, очень дальний, но все же родственник вдовы Бурн, не на шутку заинтересовался вином. Вино и до этого продавалось в магазине, но никогда не было главным товаром. Джордж Берри начал закупать вино у лучших производителей Франции и разливать под своей этикеткой. При нем товары категории wine and spirits сильно потеснили остальной ассортимент. К 1896 году уже все полки магазина были отданы под вино, а семья Берри полностью посвятила себя поиску, закупке и продаже лучших вин.

Джордж Берри был дружен с Наполеоном III, будущим французским президентом и последним монархом Франции. Изгнанный с родины Наполеон провел два года в Англии. В подвалах магазина Берри он встречался с союзниками и работал над своей политической программой. В память об этих событиях один из залов магазина носит имя Napoleon Cellar.

Сыновья Джорджа Берри, Джордж-младший и Генри, унаследовали магазин в 1845 году. Они и есть те самые Berry Brothers из первой части названия магазина. Уже в 20 веке Джорджу-младшему и Генри наследовали их сыновья, следующие братья Берри, Фрэнсис и Чарльз.

На фото: страница гроссбуха Berry Bros. с записью о заказе поставки алкоголя на Титаник (март 1912 года): шерри, джин, шампанское, виски - всего 69 ящиков. И письмо от компании White Star Line, владельца лайнера: “С великим сожалением сообщаем, что ваш груз полностью утрачен в связи с тем, что Титаник затонул сегодня, 15 апреля, в 2:20 ночи после столкновения с айсбергом...”

Royal Family

На официальном сайте BBR сообщается, что компания поставляет вино Британской королевской семье еще со времен короля Георга III, то есть начиная с первой четверти 19 века. У английских торговцев есть традиция: если их постоянным клиентом становится королевская особа, они могут поместить герб этого члена королевской семьи на фасад своего магазина. У Berry Bros. сразу два герба: королевы и принца Уэльского. Кроме того, на стенах магазина можно увидеть портреты всех членов королевской семьи, покупавших здесь вино в течение последних 300 лет.

Гербы королевы Елизаветы II и принц Уэльского на вывеске и BBR

В 1903 году врач короля Эдуарда VII обратился к Берри с просьбой изготовить для его подопечного лекарство для профилактики простуды. Его величество любил долгие пешие прогулки, совершал их в любую погоду и постоянно простужался. Берри придумали смешать бренди с настойками имбиря и лимона: получился напиток крепостью 41 градус. Опыт оказался удачным, производство поставили на поток, а новый продукт получил название Kings Ginger Liqueur (Королевский имбирный ликер). Его делают и сегодня. За это Берри получили свою первую официальную благодарность за заслуги перед Короной.

В 1921 году королевскому двору вновь понадобилась помощь виноторговцев. Начиналась работа над знаменитым Кукольным домом королевы Марии - подробнейшим макетом покоев жены Георга V, бабушки будущей королевы Елизаветы. Мария обожала миниатюрные копии самых разных вещей. В течение трех лет 1500 лучших мастеров страны, декораторов и художников, создавали интерьер дома: мебель и предметы быта, рояль, рыцарские доспехи, копии настоящих картин, книги для библиотеки, гараж с автомобилями и многое другое. Berry Bros. отвечали, как и в жизни, за наполнение погреба. Они изготовили 1200 миниатюрных бутылок, наполнили их настоящим вином и наклеили этикетки. В коллекции Кукольного дома есть, например, Chateau Lafite 1875 года и Chateau Haut-Brion 1888 года.

Кукольный дом королевы Марии

Вторую официальную благодарность от Британской короны Берри получили в 1955 году от королевы Елизаветы II. За год до этого, по случаю коронации Елизаветы, BBR выпустили ограниченное количество сетов под названием The Doll’s House Collection (Коллекция кукольного дома), куда вошли 12 стандартных бутылок (вино, шампанское, джин, виски, коньяк), миниатюры которых хранятся в кукольном погребе. Один сет стоил 30 000 фунтов.

В 1997 году, за год до своего 300-летия, магазин был еще раз отмечен на высшем уровне, на этот раз от имени принца Уэльского.

Berry Bros. & Rudd

Вторая фамилия “Rudd” появилась на вывеске только в 1920-е годы, когда к Берри присоединится Хью Радд, ветеран Первой мировой войны и потомок виноторговой династии из Нориджа. Он познакомил клиентов магазина, обожавших французские клареты и бургундские вина, еще и с превосходными немецкими образцами.

В 1920 году в США начал действовать “сухой закон”. С ослаблением внутреннего рынка импорт скотча в США к 1922 году вырос более чем в 400 раз: с 914 галлонов в 1919 году до 386 000 галлонов в 1922-м. Берри и Радд увидели здесь большую перспективу. В 1923 году они запустили новый бренд шотландского виски Cutty Sark и стали поставлять его в США - через Багамы и крупнейшего контрабандиста Билла МакКоя (привет фанатам “Подпольной империи”). С отменой “сухого закона” в 1933 году популярность Cutty Sark в Штатах не просто не уменьшилась. Он стал главным бестселлером среди скотчей и продавался в объемах, превышающих 1 миллион ящиков в год, а к середине 1960-х его продажи увеличились еще в 3,5 раза. Cutty Sark и сегодня не сдает своих позиций.

Во время Второй мировой войны и Фрэнсис Берри, и Хью Радд потеряли сыновей: Джордж Берри погиб в Северной Африке, а Брайан Радд - в Италии. Магазин Berry Bros. & Rudd чудом уцелел. Верхние этажи сгорели, но фасад, окна и нижние этажи уцелели. На время бомбежек окна закрывали старыми деревянными ставнями, их и сейчас можно увидеть во внутреннем дворе. Последний раз по назначению ставни использовали в августе 2011 года, во время лондонских беспорядков.

Новые времена для BBR

После войны Берри и Радды оказались среди тех немногих британских семей, кому удалось сохранить свой бизнес, не продать его в период серьезного экономического упадка. Однако некоторые изменения все же последовали: к работе в магазине стали привлекать не только членов семьи, но, все чаще, специалистов и экспертов со стороны, в том числе на руководящие должности.

Грамотное управление и феноменальный успех скотча Cutty Sark за океаном сделали Berry Bros. & Rudd известнейшим алкогольным магазином и, что главное, позволили им продолжать активно заниматься вином даже в 1960-е годы, когда оно еще не стало настолько популярным и прибыльным. BBR закупали, разливали и продавали лучшие вина Бордо и Бургундии точно так же, как и сто лет назад.

Проблем с клиентами и спросом на вино не было никогда, ведь в магазин на Сент-Джеймс-стрит, 3 теперь приходили внуки и правнуки тех, кто покупал здесь вино десятилетия назад. История Berry Bros. & Rudd - не только про семейный бизнес, но еще и про работу с поколениями постоянных клиентов, целыми семьями, любящими вино, ценящими качество и сервис.

Для BBR сохранять традиции так же важно, как и идти в ногу со временем (и даже иногда опережать его). В 1967 году BBR стали первой виноторговой компанией, построившей собственный винный склад, оборудованный системой контроля температуры. Склад находится в городе Бейзингсток в Гэмпшире. В 1960-е многие производители еще продавали свои вина в бочках, так что поначалу в Бейзингстоке вино не только хранили, но и разливали. Сейчас здесь хранятся 8,5 миллионов бутылок стоимостью в несколько миллионов фунтов - собственность магазина и клиентов, оставивших свое вино на хранение.

В 1994 году BBR стали первой виноторговой компанией, запустившей собственный сайт и онлайн продажи. Физическое присутствие тоже расширилось. Главный магазин и сердце Berry Bros. & Rudd остается на Сент-Джеймс-стрит, при этом торговые представительства компании работают в Сингапуре, Японии, Гонконге и Ирландии. Небольшие точки duty free есть в лондонском аэропорту Хитроу. В 2013 году BBR стали первым британским ритейлером, поставившим на свои полки китайские вина.

Старый магазин тоже адаптируется под общественный запрос: исторические подвалы и погреба были реконструированы, и теперь здесь удобно проводить винные праздники и дегустации, принимать участников винной школы.

Сегодня в портфеле Berry Bros. & Rudd более 4 000 вин, а в магазине работают восемь (!) обладателей престижной квалификации Master of Wine. Кроме вина здесь можно купить также превосходные коньяки, арманьяки, джин, текилу, ром и виски.